Творчество Ахматовой, рожденной на стыке веков в России, предложила миру противоречивую женскую поэзию, обнажающую душу, обобщая и раскрывая простые человеческие чувства.
Характерная поэтесса, передавшая своей лирикой различные женские образы: жены, любовницы, матери, вдовы, брошенной и изменившей женщины, не планировала и не экспериментировала в своих творениях, а создавала поэзию для узкого круга людей, без агитации и лозунгов.
Яркость и новаторство проявилось в многогранной вечной любовной лирике в первых книгах Ахматовой. Искренние переживания и новизна образов с первых строк стихотворений формируют стиль поэтессы. Классическая любовная лирика, преобладавшая в ранних творениях поэтессы, была подчеркнуто печальной и сдержанной, эмоционально яркой, подана читателю с помощью набросков, маленьких деталей, передающих все страдания.
Одновременно Ахматова начинает менять классическое построение форм на более гибкую технику написания строк. Легкость и чувственность в творчестве вытесняют стройность стихосложения. Талант поэтессы проявляется в краткости описания. Часто миниатюры похожи на вырванную страницу из книги и имеют незаконченный вид.
Ощущения причастности к судьбе окружающего мира стало главной характеристикой зрелого периода творчества Ахматовой. Она рассказывает о себе в третьем лице, обдумывая и рассуждая о своей судьбе, крепко связанной с судьбой страны. Все чаще она в своих творениях повествует о женской душе и истории.
Позднее творчество Ахматовой – символ эпохи массовых убийств, когда большая страна превратилась в единую тюрьму и личное горе сливалось с общей трагедией. Творчество Ахматовой было и есть отражением веры и совести великой страны.