Новаторство Л. Н. Толстого как писателя-психолога состоит в том, что он в своих произведениях показывает сам процесс формирования, зарождения и становления человеческого чувства.
Новые формы психологического анализа у Л. Н. Толстого были названы Чернышевским приёмом "диалектики души". Под этим Чернышевский понимал показ внутреннего, сложного и противоречивого, вечно меняющегося духовного мира человека. Использование приёма "диалектики души" - это не самоцель, это средство, открывающее в человеке бесконечно богатые источники обновления, перспективы нравственного роста. "Диалектика души" перерастает в "диалектику характера": люди похожи на реки, человек, как вода, текуч и способен к самым решительным переменам.
По отношению к героям, которые по логике Толстого неспособны к духовному развитию (например, Курагин), автор использует и другие художественные приемы. Примером может быть "диалектика поведения" Элен во время признания нелюбви к Пьеру. В этом эпизоде эпопеи "Война и мир" красавица, имитируя любовь, которую она не испытывает, выражает свои чувства грубо и по-животному: ложь прикрывается глупой растерянностью. Поэтому мир Элен выглядит неприятно. В то же самое время Пьер становится актёром, ему приходится разыгрывать определенный ритуал и говорить слова, в которые он не верит.
Таким образом, изображая духовный мир разных героев, Л. Н. Толстой использует разные художественные приёмы, но все они углубляют наше представление о глубине человеческой души.
В отличие от Толстого, его предшественники изображали внутренний мир человека, четко определяя его чувства. Толстой же на страницах своих произведений стал новатором в изображении движения человеческих эмоций и чувств.