Творчество Михаила Салтыкова-Щедрина, по мнению многих критиков, являлось своеобразным приговором той России, причем России не только крепостного права, но и после него. "Попил он кровушки с русского человека," - такое не раз можно было услышать в отзывах на его произведения в петербургских литературных журналах середины 19-го века.
Одним из самых ярких произведений писателя является обличительный роман "Господа Головлевы", повествующий о взаимоотношениях крайне богатой, но по-крестьянски простой барыни и ее многочисленного семейства. Как видим, несчастье случается в этой семье за несчастьем, дом полон "умертвий, скорби и ненависти", если выражаться словами автора в произведении.
У дворянства того времени, что, очевидно и хотел показать Салтыков-Щедрин, уже не было ни моральных устоев, ни хоть какого-нибудь видения своего будущего. Особенно отчетливо видно это на причине всех бедствий Порфирия Владимировиче. Скупость ради скупости, злость ради злости, прикрытие религией своего лицемерия, все это в конечном итоге привело к страшному.
В полупьяном сне барин говорит: "Где все?? Почему я один?? Это я их всех убил". И это понимание пришло, но не могло принести уже какой-либо пользы. Иудушка (именно так прозвал Порфирия Владимировича его брат Степан) страдает в агонии бессилия, но сделать уже ничего нельзя. Он отправляется на могилу к матери и погибает там, символизируя закат не только его огромного владения, но и всей эпохи.
Салтыков-Щедрин сделал посыл и в будущее, показал, что любая ломка сложившихся устоев - приговор русскому человеку, страшная трагедия, которую, однако, можно и нужно пережить, но все это проходит с весьма тяжелыми последствиями. И его произведения очень четко на это указали.