В своих воззрениях на природу Тютчев придерживается натурфилософских взглядов. Согласно этой философии, мир становится единым, а человек и природа - связанные между собой составляющие мира.
Композиция стиховых произведений русского поэта Тютчева основана на параллелизме между жизнью человеческой души и жизнью природы. К эти воззрениям поэта близка философия Шеллинга, который утверждал, что существует единая душа мира, которая находит выражение как в природе, так и в личной жизни человека. Природа и человеческое сущность образуют в поэзии Тютчева глубокое единство, местами природа даже одухотворяется:
" В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любoвь, в ней есть язык."
Лирика природы у Тютчева часто преображается в философскую проблематику. В поздней лирике Тютчева прекрасный, вечный мир природы предстаёт как антипод несовершенному миру человеческих отношений. Характерное для романтиков противопоставление между природой и миром человека доведено у Тютчева до последних пределов: природа - это вечное, а человек - это временное, тленное. Поэтому судьба человека и человечества в целом воспринимается как трагедия, ибо всё обречено на уничтожение.
Мир природы у Тютчева, хотя и вечный, выглядит непрочно. В глубине природы, как в глубине души человека, царит хаос, некая тёмная стихия. Таким образом, не только цивилизация, но и природа существуют на грани катастрофы. Любимые тютчевские образы - это гроза, буря, хаос в природе и душе человека. Любимые мотивы - сон и борьба. Именно существование на грани уничтожения по Тютчеву позволяет человеку противостоять, проявляя лучшее, что в нём есть, тягу к непознанному, грандиозность устремлений, способность страстно и сильно любить.