За всю историю русской литературы произведений, посвященных теме азартных игр, написано не так уж много. В то время не было онлайн казино, какими сейчас являются например www.booi-casino-online.com и некоторые другие. Но сцен, в которых главные и второстепенные герои, играют в карты или рулетку, предостаточно. Хотя они и не влияют на основной сюжет произведений. Впервые описание азартных игр стало применяться в конце XVIII столетия. Первичное отношение к данной теме было скорее шуточным или поучительным. Все изменилось с выходом «Пиковой дамы», датируемым 1834 годом. Данное произведение, автором которого стал великий русский писатель А.С. Пушкин, впервые показало роковое значение пристрастия к азартным играм. Именно такого принципа придерживались все последующие литературные творения, каким-либо образом затрагивающие тему азарта.
Детализация пристрастий к азартным играм у А.С. Пушкина обусловлена его личным жизненным опытом. Доподлинно известно, что писатель и сам был азартен. Он проводил немало времени за карточным столом, спускал огромные суммы денег, брал в долг, но выигрывал крайне редко. Не имея возможности исполнять свои долговые обязательства, великий русский классик покрывал финансовые недостатки гонорарами, получаемыми за свои новые произведения. Нередко возвращать долги ему приходилось и самими произведениями. Ярким примером стало погашение карточного долга одной из глав знаменитого «Евгения Онегина».
Повесть «Пиковая дама» была написана автором во время его пребывания в ссылке. Этот период получил название второй «Болдинской осени» и прослыл одним из самых продуктивных творческих периодов в жизни поэта и писателя. Главным героем повести Германн – молодой инженер, одержимый картами. Однажды он узнает о пожилой графине, а точнее о секрете, которым она владеет. Друг главного героя сообщает, что графиня знает магические комбинации карт для гарантированных выигрышей, не зависящих от обстоятельств. Желая завладеть секретом, Германн готов на все.
Юноша решает действовать через девушку – ученицу пожилой графини. Вступая с ней в любовную переписку, Германн договаривается о свидании. Для встречи герой выбирает не что иное, как дом графини. От девушки они получает схему проникновения в особняк, и пока дамы отсутствуют на балу, залезает в дом. Но вместо того, чтобы скрыться в комнате обманутой девушки, Германн отправляется в кабинет старухи. Когда та возвращается домой, главный герой пытается уговорить ее раскрыть секрет. Но графиня неумолима. В отчаянии парень достает пистолет и женщина, увидев его, падает замертво от разрыва сердца.
После происшествия Германн не находит себе места. Но мучает его не совесть, а то, что он так и не узнал тайную комбинацию. Однажды во сне ему является дух умершей графини. Он называет заветное сочетание карт: тройка, семерка и туз. Главный герой решает сыграть. В первый день он ставит все свои деньги на тройку и получает приличный выигрыш. На второй день он удваивает победу, сыграв на семерке. А на третий день Германн ставит все, что у него есть на туза, но в руках его оказывается пиковая дама.
Финальная часть повести – карточная игра под названием Фараон. Участие в ней принимают хозяин дома и гости. Хозяин исполняется роль крупье или банкира, гости – понтеры. Каждый понтер делает ставку на выбранную карту. Банкир раскладывает карты на две стопки. Выигрышным для понтера оказывается появление выбранной им карты в левой стопке. Если карта, загаданная понтером, оказалась в правой стопке, победитель – банкир. Масть в такой игре не учитывалась.
Интересно, что история о выигрышной комбинации карт – не плод фантазии Пушкина. Историю о ней автор услышал от племянника княгини Голицыной – придворной особы при дворе императора. Княгиня Голицына помогла племяннику отыграться в карты, назвав таким образом выигрышную комбинацию. Когда на свет появилась знаменитая повесть, дом, где ранее проживала княгиня Голицына, начали называть дом Пиковой дамы.
Сюжет романа «Игрок», вышедшего из-под пера русского классика Ф. Достоевского, в некоторой мере автобиографичен. Сам автор был одержим азартными играми, начиная с 40 лет. Решение испытать свою удачу пришло к нему не случайно. Находясь в ссылке в Семипалатинске, Достоевский много читал о рулетке, и, вернувшись к обычной жизни, сразу же отправился играть.
Творчество Достоевского-игрока становится полностью зависимым от его азарта. Погрязнув в долгах, писатель вынужден подписать очень невыгодный для себя договор с издателем Стелловским. Согласно договору, Достоевский должен был за пару недель написать новый роман. В противном случае все права на публикации на 9 лет перешли бы Стелловскому. Этим романом и оказался «Игрок», созданный всего за 26 дней. Для его написания Достоевскому пришлось нанять стенографистку Анну Сниткину. Вскоре они поженились. Интересно, что изначально роман носил название «Рулетенбург», но переименование произошло по просьбе издателя.
События в «Игроке» происходят на одном из европейских курортов. Главный герой выстраданного романа – Алексей Иванович. Ему 25 лет и работает он в семье русского генерала учителем. Не имея денег и связей, молодой дворянин влюбляется в генеральскую падчерицу. Любыми способами он готов завоевывать ее внимание. Желая разбогатеть, Алексей отправляется в казино. Однако игра ради выигрыша превращается для него в зависимость. Парень уже не в силах совладать с азартом, ведь рулетка полностью пленила его.
В романе «Игрок» есть много общего с «Пиковой дамой». И Алексей Иванович, и Германн одержимы своей страстью. Безумие овладевает обоими героями. Германн до сумасшествия жаждет узнать секрет графини, а Алексей оправдывает свою зависимость игровым «запоем» бабуленьки. Связывает главных героев и то, что к азарту их приводят именно любовные влечения.
Есть и различия между романом «Игрок» и повестью «Пиковая дама». Последний окутан мистикой, а в первом все события более, чем реальны. В произведении Достоевского довольно большая часть повествования отводится описанию душевных переживаний героя. Автор делает роман в некой мере автобиографичным и вкладывает в главного героя многое от себя.
Леонид Андреев является учеником Максима Горького. Писатель Серебряного века в своих произведениях стремился в большей степени передать чувства главных героев, а не отобразить окружающую их реальность. Его произведение под названием «Большой шлем» вызывало у писателей того времени неоднозначные мнения. Например, Горький назвал его лучшим творением Андреева, а Л. Толстой поставил за труды автора твердую «четверку».
Рассказ был написан в 1899 году. Идея для его создания возникла у автора после прочтения «Жизнь Клима Самгина». Главный герой произведения М. Горького рассказывал, как на 28-ом часу непрерывной игры один их напарник по кону сыграл большой шлем и тут же на радостях скончался.
Сюжет «Большого шлема» рассказывает читателю о четырех друзьях, которые в течение шести лет по три раза в неделю проводят свое время за игрой в винт. Каждый из героев обладает своим характером и привычками:
• Николай Дмитриевич – огромный поклонник риска, он одержим желанием сорвать большой куш;
• Яков Иванович более сдержан в игре, и ограничивается небольшими ставками;
• Прокопий Васильевич тоже играет, но к большим выигрышам не стремится, а даже в некоторой мере боится их, поскольку уверен, что, чем больше счастье, тем большее горе последует за ним;
• Евпраския Васильевна не умеет быстро принимать решения и, когда в ее руках оказываются выигрышные комбинации карт, просто теряется.
Во время игры друзья обычно ведут пустые разговоры. Она обсуждают погоду и практически ничего не знают друг о друге. Лишь однажды в их беседе возникает серьезное обсуждение нашумевшего тогда дела Дрейфуса, но и эта тема быстро отходит на задний план.
Однажды один из компании Николай Масленников исчезает. Игра втроем никак не идет приятелям. Но когда пропавший друг возвращается, они внезапно узнают, что у него есть взрослый сын, которого сейчас посадили в тюрьму.
Накал страстей в сюжете происходит, когда Николаю удается максимально приблизиться к большому шлему. Но сделав ключевую ставку, он умирает. Приятели в растерянности и теряются в догадках, кому сообщить о произошедшем. Столько лет знакомые люди вообще не знают о личной жизни каждого.
Основной посыл рассказа – демонстрация жизни через призму игры. Как в игре, так и в жизни все непредсказуемо. Игрок может сорвать большой куш в любой момент, так же когда и где угодно его может поджидать смерть.